zhdanov_vaniok (zhdanov_vaniok) wrote,
zhdanov_vaniok
zhdanov_vaniok

Categories:

Водокачку сносят? – Отдайте ее художникам!

Как я уже говорил, в Москве собираются снести уникальный квартал промышленной архитектуры XIX века (1892 год) – корпуса производственных мастерских Алексеевской водокачки (завод «Водоприбор» на Алексеевской улице).
Когда такое происходит на виду у всех, общественность протестует. А тут, в промзоне близ полосы отчуждения Ярославской железной дороги шедевры архитектуры, еле видные сквозь ажурный (но закрытый для посторонних!) забор и густые парковые аллеи поневоле представляется уже отчужденным от города.

DSCN7818

Во всяком случае, мне пока не встречались публикации об этом. Ничего не смогли и сказать по этому поводу и чиновники местной управы. Скорее всего, не было и общественных слушаний, раз в опустевших мастерских нет местных жителей.

DSCN7822

Что будет со старым заводским сквером, редким для такого квартала, расположенного, по сути, почти в самом центре столицы, со средневековыми гротами, готическими башенками (фонтан XIX века с центральной площади заводского сквера уже исчез!)?

DSCN7817
Даже уродливая газовая труба не может скрыть гармонии форм шедевров архитектуры

Новым русским «промышленникам» все эти изыски всё это чуждо. Завод не раз переходил из рук в руки, влачил жалкое существование, пока производство здесь окончательно не прекратилось.

Амстердам, Королевство Нидерландов

В Европе, да и во всем мире тоже бывает, что старый завод становится нерентабельным, останавливается. Тогда корпуса старых заводов занимают мастерские художников, скульпторов. Заводские корпуса становятся центрами культуры.

Ну, вот, например, в Амстердаме стоит старый портовый завод, что помнит еще и Вест-индскую компанию. Сейчас портовая жизнь переместилась с устья Амстеля в устье Рейна-Мааса (именно там, в окрестностях Роттердама, расположен крупнейший в мире Европорт). А порт в Амстердаме, на берегу Южного моря (Зюйдерзее), по сути, залива, отделенного сейчас дамбой от Северного, имеет уже чисто декоративное значение. Портовые заводы поделены на мастерские художников. В одной из таких мастерских создавала произведения, знакомые любителям искусства по выставкам от Нью-Йорка до Москвы, голландский художник Юлия Винтер (сейчас ее композицию для выставки «Забытая война (комментарии)», к столетию Первой мировой, можно увидеть в Центре современного искусства «Винзавод»).

1490908_858035770883948_7544931833324885303_o
Вход в старое винохранилище Винзавода, где сейчас проходит выставка "Забытая война (комментарии"), посвященная столетию Первой мировой

10679866_858039020883623_176510392161635847_o
Фрагмент инсталляции Юлии ВИнтер (Амстердам) на московской выставке "Забытая война (комментарии)", открытой к 100-летию Первой мировой войны

10671446_858059544214904_6368626485018422226_n
Юоия Винтер, Амстердам (справа) после московского вернисажа (открытия выставки "Забытая война (комментарии)" на Винзаводе

Но то – в Европе!
В Москве на месте двухэтажных домиков в тихом сквере новые русские «промышленники» (без кавычек не обойтись!) собираются строить небоскребы с тысячами квадратных метров элитных квартир (всё – на продажу!). Им уже никакого дела нет ни до художников, ни до памятников архитектуры, ни до зеленых оазисов, чудом сохранившихся в Москве с XIX века.

45_960
Еще одна фотография с Алексеевской водокачки. Заводские корпуса "Водоприбора", хорошо видные сквозь ажурный забор, но недоступные москвичам

Выселение художников, но - куда?

Сейчас на московских вернисажах то и дело обсуждают недавнюю вероломную отмену постановления правительства Москвы (№11-ПП от 14 января 2003 года). Да, да, именно вероломную – как в случае с пактом Молотова-Рибентропа, «вероломно» отмененном 22 июня 1941-го.

Этим постановлением Лужков предоставлял московским художникам, скульпторам, архитекторам, дизайнерам право четвертьвекового безвозмездного пользования (то есть, до 2028 года) мастерскими, находящимися в муниципальной собственности. Кстати, то постановление 2003 года тоже в известной степени было вероломным. Оно ограничивало сроком в 25 лет право безвозмездного пользования мастерскими, установленного постановлением правительства Москвы №262-ПП от 11 апреля 2000 года. А это постановление, в свою очередь, вероломно отменяло право приватизации мастерских, действовавшее в Москве в соответствии с указом президента России. Указ так и назывался «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации». Конечно, такой указ был подписан не Путинным, а еще Борисом Ельциным (указ №1904 от 12 ноября 1993 года).

Теперь в Москве все обсуждают предстоящее выселение на улицу скульпторов, художников, которым заоблачные цены коммерческой аренды московской недвижимости станут не по карману.

А вот в том же Амстердаме, где в старых заводских мастерских создавала свои творения Юлия Винтер, такие пространства для творчества город предоставляет совершенно бесплатно. Художник платит лишь за воду, электричество, коммунальные услуги.

Другая жизнь

Сейчас дефицит творческих мастерских настолько высок, что мне кажется, город должен выкупить все заброшенные заводы у алчных девелоперов по остаточной стоимости (в том числе и признанную памятником культурного наследия Алексеевскую водокачку) и раздать их людям творчества. Отдать заброшенные заводские цеха художникам, скульпторам, архитекторам, дизайнерам, молодым ученым – а они уже сами вернут их в жизни.

- В советское время так и было! – вспоминает известный художник, скульптор Сергей Малютин. – Художникам отдавали подвалы с землей вместо пола, дырявые холодные чердаки без удобств, а художники вкладывали в них свои финансы, свой талант, свои силы, свою душу. По сути, каждая такая мастерская - результат кропотливого труда, творческой мысли. Если обитатели мастерских лишатся их в одночасье, это будет несправедливо.

10407908_897870950231279_6869318127382451859_n
Скульптор Сергей Малютин у своей инсталляции на недавней московской выставке в Центральном доме художника (ЦДХ)

Что касается Алексеевской водокачки, если что здесь и нужно сносить, то лишь заводские проходные, мешающие превращению тенистого заводского парка в доступный всем москвичам городских сквер. А старые корпуса 1892 года должны зажить новой жизнью.

0_88464_ac415665_XL

Мне кажется, как и в старых заводских корпусах Амстердама, по образу и подобию которого Петр строил новую русскую столицу, там тоже должны быть мастерские художников, лофты скульпторов, лаборатории для стартапов начинающих исследователей.

ФОТО: Марина Лейзгольд, Павел Чукаев, Сергей Малютин, Юлия Винтер, Искандер Кузеев
Другие фотографии можно увидеть в моих публикациях на Фейсбуке, в том числе - на странице "Архнадхзора"
Tags: Москва, Москва которую мы потеряли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment